Зачем нужна разработка технических условий на продукцию?

Технические условия на продукцию – это производственный стандарт предприятия, который регламентирует порядок выпуска и приемки товаров, организации сбыта, устанавливает требования к их качеству и безопасности. Согласно федеральному закону №162 от 29.06.15 г., документ разрабатывается и принимается с целью оптимизации деятельности компании и повышения качества ее товарного ассортимента. Его положения обязательны для исполнения всеми подразделениями организации.

Когда нужны технические условия?

На практике составление ТУ требуется фирмам и ИП в трех случаях:

  • Если для конкретного вида продукции отсутствует профильный государственный стандарт (например, для декора на елку, отдельных видов продуктов питания, косметики с наноматериалами, инновационных стройматериалов и т.д.).

  • Если в отношении конкретного изделия применимы сразу два или более ГОСТа, возможно противоречие требований.

  • Если для товара действует профильный госстандарт, но предприятие изменило его отдельные положения (например, в целях увеличения срока хранения продукции, для модификации вкусовых качеств изделий и т.д.).

Составление ТУ проводится по инициативе руководства компании с целью оптимизации деятельности или по требованию бизнес-партнеров юридического лица, ключевых контрагентов. При разработке документа предприниматели обязаны учитывать нормативы и принципы, установленные законодательством России и ЕАЭС.

Оформить техусловия можно либо на конкретное изделие, либо на группу однородной продукции (например, на косметические средства одной рецептуры, но с разным ароматом). Также фирма вправе составить ТУ на детали, элементы товаров, если считает такой шаг экономически целесообразным.

Зачем предприятиям нужны техусловия?

ТУ содержат достаточный объем сведений, который позволяет:

  • отличить конкретный вид продукции от аналогов;

  • принять решение о целесообразности приобретения изделия;

  • эффективно и безопасно его использовать.

Технические условия помогают в решении следующих задач составителя:

  • используются как образец при проверке качества выпущенных изделий;

  • устанавливают нормативы, которые предприятие использует при приемке/ контроле качества/ маркировании/ организации сбыта продукции;

  • содержат эталонные требования к качеству, поэтому используются как доказательный материал при возникновении спорных ситуаций, судебных разбирательств с покупателями;

  • способствуют стандартизации производственного процесса и поддержанию высокого качества товарного ассортимента;

  • используются для указания в договорах с контрагентами, на упаковках товаров.

Наличие технической документации (ТУ или ГОСТ) – это необходимое требование для компаний и ИП (производителей), которые проходят процедуры обязательной или добровольной сертификации товара.

В добровольном порядке держатель может зарегистрировать техусловия в Росстандарте. Это позволит сдавать документ в аренду контрагентам за плату, защитит права владельца на ТУ. Информация появится в федеральной базе данных, что будет способствовать укреплению репутации бренда.

Каковы законодательные требования к разработке ТУ?

В 162-ФЗ прописано, что порядок составления, утверждения, изменения и отмены техусловий определяется самими компаниями-держателями. При оформлении документа они учитывают результаты испытаний и расчетов, существующий опыт применения продукции, требования действующих законодательных актов.

В законодательстве РФ и ЕАЭС отсутствует унифицированный образец ТУ. Требования к их структуре и содержанию устанавливаются профильными государственными стандартами. Например, порядок оформления техусловий на непродовольственную продукцию регламентирован ГОСТ 2.114-2016. Согласно его положениям, в документе должны присутствовать следующие разделы:

  • описание и назначение товара;

  • технические требования;

  • положения по защите окружающей среды;

  • правила применения изделий;

  • порядок их приемки предприятием-изготовителем;

  • гарантии производителя.

По своему усмотрению предприниматель вправе включить в ТУ любую другую информацию, не противоречащую законодательству. Также добавляют таблицы, расчеты, иллюстрации и т.д.

Составленные техусловия вводятся в действие руководителем компании. Это делается либо путем составления отдельного приказа, либо посредством проставления на титульном листе ТУ надписи «Утверждаю» и подписи генерального директора.

Срок действия техусловий определяет сам держатель. Однако законодательно установлено, что ТУ должны на 100% соответствовать специфике производственного процесса. Это значит, что в случае изменения технологии/ рецептуры предприниматель обязан изменить документ или отменить его и принять новый.

В каком порядке разрабатываются ТУ?

Компании и ИП вправе разработать технические условия на продукцию самостоятельно, например, силами своих технологов. Однако чаще всего они обращаются за экспертной поддержкой в центры сертификации (ЦС). Работа проходит по следующему алгоритму:

  1. Предприниматель направляет заявку, согласовывает с экспертами условия дальнейшего сотрудничества, подписывает договор.

  2. Предоставляет регистрационную документацию, свои реквизиты, подробные сведения о выпускаемой продукции (наименование, порядок применения, состав, технология производства и т.д.), иные данные по запросу.

  3. Эксперты составляют проект ТУ и направляют клиенту на согласование.

  4. Заказчик утверждает макет и получает готовый документ в электронном виде.

Дополнительно (по желанию заявителя) эксперты помогают зарегистрировать ТУ в Росстандарте.